Долгий переход

В последние годы Казахстан переживает настоящий строительный бум надземных пешеходных переходов.

В Семей ещё в 2014 году было начато осуществление проекта строительства надземного пешеходного перехода по ул. Интернациональной. В Шымкенте в 2015 году начато строительство надземного пешеходного перехода на перекрестке Темирлановского шоссе и улицы Мангельдина. В 2016 году было заявлено о строительстве надземного пешеходного перехода через автомобильную дорогу №7, возле памятника «Самолет» в городе Актау. В том же 2016 году было начато строительстве надземного пешеходного перехода по улице Толе би на пересечении с проспектом Жамбыла в городе Тараз. В 2017 начато строительство перехода через ул. Гашека в городе Костанай. В этом же году начато строительство перехода на пересечении проспекта Жибек жолы и улицы Дилманова в городе Кызылорда и перехода на перекрёстке проспектов Независимости и Абая в городе Усть-Каменогорск.

Сейчас начало 2018 года, какие же результаты мы имеем?

Таразцы, начав строить свой переход в августе 2016, к октябрю того же года уже сдали его в эксплуатацию. Переход представляет собой металлическую конструкцию высотой 6 метров и длиной 21 метр, обшитого по каркасу полупрозрачным поликарбонатом бирюзового цвета, с лестницами с обеих сторон. Надо отметить, что мост не имеет подъёмники для инвалидов, что является его недостатком, однако и стоимость проекта, по современным меркам оказалась достаточно небольшой, чуть больше 30 млн.

Начатый в прошлом году надземный переход через ул. Гашека в Костанае, в начале этого года был сдан в эксплуатацию. На строительство было потрачено порядка 35,6 млн. тенге, при этом переход имеет крытую основную часть и электроподъёмники для маломобильных групп населения. Власти города так окрылены успехом, что запланировали строительство ещё нескольких переходов.

В Кызылорде строительство перехода на пересечении проспекта Жибек жолы и улицы Дилманова, начатого в конце ноября 2017 года идёт полным ходом и, судя по темпам, вполне может завершиться к обещанной дате завершения работ: конец февраля текущего года. Переход будет иметь лифты для людей с ограниченными возможностями. Стоимость перехода 168,49 миллиона тенге. Хочется верить, что за такую сумму переход будет более надёжен и долговечен, потому что, как оказалось, из двух построенных в 2015 году надземных переходов, по свидетельствам очевидцев, один уже начал проявлять первые признаки разрушения.

А вот в Актау со строительством надземных переходов всё оказалось не так-то просто. Местные чиновники несколько раз проводили открытые конкурсы для привлечения подрядчика, однако каждый раз участникам отказывали по разным причинам. В декабре прошлого года ГУ «Актауский городской отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог» провело очередной тендер. На этот раз закуп был произведен из одного источника, в результате которого к работам было привлечено ТОО «ABACom», так что остаётся надеется, что начало строительства не за горами.

По грандиозным планам, намеченным ранее, в Семее предполагалось строительство трех надземных переходов – двух в центре города и одного на окраине. Радует, что пыл инициаторов сооружения этих объектов немного поостыл, и строить начали только один. В 2014 году к-а-к размахнулись, так в 2015-м и остановились. Тогда власти города заявляли, что в бюджете не хватает денег. Позже вопрос о продолжении строительства поднимался не раз, но оставался на одном и том же месте, пока в конце 2016 года не было заявлено, что деньги на завершение перехода заложены в бюджет и он будет «довёдён до ума» в конце 2017. За те годы, пока грандиозное сооружение из металлоконструкций росло ввысь, улица успела поменять свое название на имя известного абаеведа Каюма Мухамедханова. Малознающий город человек, наткнувшись на информацию о строительстве перехода, может теперь решить, что в Семее их строится два. На данный момент окончательной датой сдачи работ является май 2018, а сумма потраченных средств составит 69 млн. 605 тысяч тенге.

Однако ситуация с надземным переходом в Семее выглядит ещё не так плохо по сравнению с тем, что творится вокруг стройки надземного перехода в городе Шымкент.
Там стройка на перекрестке Темирлановского шоссе и улицы Мангельдина началась в 2015 году, компания подрядчик вырыла три котлована, заложила фундамент и начала устанавливать металлические конструкции, на том работы и закончились. Строительные площадки огородили металлическим забором, которые оказались впритык к проезжей части, с другой стороны забор почти примыкает к уличным зданиям, проход между ними чуть более метра. У людей остаётся выбор или идти по проезжей части или по шаткому дощатому настилу с явной угрозой свалиться в строительный котлован, который постепенно превращается в мусорную яму. ГУ «Отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента» даже подавала в суд на компанию застройщика, но безрезультатно. А между тем на реализацию проекта было выделено более 215 млн., большая часть которых уже потрачена. В данный момент местные власти заявляют, что планируют выделить дополнительные средства на завершение строительства перехода, окончание которого теперь планируется на 2019 год. Стоит отметить, что это уже не первый надземный переход в городе Шымкенте. Другой надземный переход на ул. Рыскулова в 18-м микрорайоне так же не раз подвергался нареканиям. Местные жители горько шутят, что данный объект нужно отнести к памятникам архитектуры, но вовсе не из-за его эстетического вида, а из-за строительных материалов, которые использовали при его строительстве. Надземный переход, его пролёт и ступени выложены гранитом. Такие изыски обошлись городской казне в 128 млн., а между тем переход не имеет крыши, зимой и во время дождя ступени становятся скользкими и подниматься по ним становится небезопасно. Подъёмник же, который обошёлся в 7 млн. тенге работает далеко не всегда.

Другой стороной данной темы стало то, что подобные надземные переходы строятся не только в крупных городах, но и в малых населённых пунктах… Да что там малых, можно сказать, прямо-таки микроскопических. В той же Южно-Казахстанской области строится огромный надземный переход у посёлка Ынтымак расположенного рядом с трассой Западная Европа-Западный Китай. С одной стороны жители данного населённого пункта сами не раз просили помочь им. В посёлке есть школа и детям часто приходиться пересекать трассу, что вызывает беспокойство местных жителей. С другой стороны переход за 140 млн. поражает своей инновационностью: по словам руководителя строительства, в проекте не предусмотрено подведение электричества, поэтому освещение перехода в ночное время будет осуществляться за счёт установки солнечных батарей.

Все эти факты вызывают массу вопросов:
Почему в некоторых регионах переходы оборудованные лифтами обходятся в суммы 30-40 млн., а в других переход без подъёмника стоит более 100 млн.?
Почему где-то переход строят меньше чем за полгода, а где-то они строятся годами?
И самое главное, насколько сильно их строительство требует инфраструктура в каждом отдельном случае?

Все эти вопросы не могут не беспокоить, ведь подобного рода сооружения с каждым годом только набирают актуальность. По словам местных чиновников три надземных перехода планируют построить в городе Актобе. Обсуждается строительство двух надземников в Уральске. В Усть-Каменогорске началось строительство перехода за 361 млн. тенге. Уже известно, что вдоль трассы Западная Европа-Западный Китай будет построено шесть надземных переходов и это только в Южно-Казахстанской области. А в Астане вообще планируют построить целую систему надземных переходов, так называемый Skyway («Небесный путь»), по аналогии с американским Миннеаполисом.
И то, в какие суммы и сроки выльется это строительство остаётся только гадать.

А.А.

Статья подготовлена по материалам:

Share this...
Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter

Добавить комментарий